целеобразование


целеобразование
        ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ (ЦО) — порождение новых целей в различных видах человеческой деятельности. ЦО является общим по отношению к таким понятиям, как постановка цели и выбор цели. ЦО выступает в качестве важнейшего момента движения той или иной деятельности субъекта.
        Конкретно-психологическое изучение ЦО началось сравнительно недавно. Еще в 1975 А.Н. Леонтьев писал о том, что ЦО — это особый, почти не изученный процесс. В коллективной монографии под редакцией O.K. Тихомирова «Психологические механизмы целеобразования» (1977) это понятие вводится в систему др. психологических понятий, а также эмпирически исследуются различные аспекты ЦО.
        Существуют различные подходы к пониманию цели и ее порождению. Так, при механистическом подходе понятие «цель» объявляется ненаучным, поэтому ни о каком исследовании ЦО не может идти речь. При натуралистическом подходе к поведению человека под целью понимается любой полезный результат, ради достижения которого развертывается поведение. Здесь не учитывается различие между целесообразным поведением животных и целенаправленной сознательной деятельностью человека. При кибернетическом подходе под целью понимается конечная ситуация, заданная формальным описанием и достигаемая в ходе функционирования некоторой системы. Здесь не учитывается специфика человеческих действий. Только при психологическом подходе, в котором предметом исследования является сознательная деятельность человека, под целью понимается осознанный образ будущих результатов действий. Такое понимание цели позволило поставить проблему ЦО в полном объеме и развернуть ее эмпирическое исследование.
        Изучение ЦО осуществляется в настоящее время по трем основным направлениям.
        1. Изучение мотивационно-смысловой регуляции ЦО и выявление связи ЦО с доминирующими (смыслообразующими) мотивами. Предметом исследования здесь являются общие условия ЦО, т.е. порождения новых целей.
        2. Выявление внутренних механизмов и регуляторов процесса порождения целей. Здесь предметом изучения являются конкретные особенности ЦО, связанные с ситуацией, в которой оно совершается.
        3. Прикладные исследования, связанные с изучением ЦО в различных специфических условиях. Напр., в общении, при решении сложных задач в экономике, политике, экологии и т.д. Сюда же относятся исследования нарушения ЦО при различных психических заболеваниях.
        В ходе изучения мотивационно-смысловой регуляции ЦО был выявлен ряд общих условий, определяющих процесс ЦО. К важнейшим из них относятся следующие. Основой для формирования действенной цели является эмоциональный образ будущей ситуации. Этот образ выступает для субъекта как носитель смысла деятельности. В то же время на его основе осуществляется смысловая регуляция ЦО. При осмыслении субъектом связи цели с мотивом происходит конкретизация и доопределение цели. Если же эта связь не осмысленна, то развивается процесс пресыщения. Мотивационно-смысловые структуры определяют содержание и особенности того или иного вида ЦО. Общее правило состоит в том, что с повышением значимости мотивации улучшаются и характеристики ЦО. Исследование внутренних механизмов ЦО привело к выделению конкретных механизмов, реализующих действие мотивов и конечных целей. Это — констатирующие и предвосхищающие эмоциональные оценки развитие невербализованных операциональных смыслов, эмоциональная активация. Выявлены также механизмы ЦО, связанные с личностными особенностями субъекта, а также с его мнемическими процессами.
        Разнообразие механизмов ЦО свидетельствует о сложной природе данного процесса, а также о множественности видов ЦО. К настоящему времени выделяются три основных вида ЦО. 1. Конкретное ЦО. Основной механизм этого вида ЦО состоит в оценке наличных возможностей в предметной ситуации. Этот вид ЦО характерен для деятельности наиболее низкого уровня организации с ориентацией на реализацию возможностей в наличной предметной ситуации. 2. Общее ЦО. Механизмом этого вида ЦО является анализ и оценка перспектив преобразования предметной ситуации. ЦО этого вида характерно для деятельности более высокого уровня организации с ориентацией на преобразование наличных ситуаций. 3. Целостное ЦО. Основным механизмом здесь является комплексная оценка как наличных возможностей предметной ситуации, так и перспектив ее преобразования. Этот вид ЦО характерен для деятельности наиболее высокого уровня организации, в которой ЦО выступает как целостный процесс, включающий образование общих и конкретных целей как последовательные фазы. В этом виде ЦО образуются целевые структуры, состоящие из общих и конкретных целей.
        И.А. Васильев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Смотреть что такое "целеобразование" в других словарях:

  • целеобразование — целеобразование …   Орфографический словарь-справочник

  • целеобразование — процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Ц. может быть как непроизвольным, так и произвольным, характеризоваться временной динамикой. Существует ряд механизмов Ц.: превращение полученного требования в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Целеобразование — процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ — процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления …   Профессиональное образование. Словарь

  • ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ — процесс порождения новых целей в жизни и деятельности человека. * * * процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Ц. может быть как непроизвольным, так и произвольным, характеризоваться временной динамикой …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Целеобразование — процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления …   Словарь по педагогической психологии

  • действие — целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ТЕОРИЯ ПОЛЯ ЛЕВИНА —         Левин (Lewin K., 1890 1947), германо американский психолог, известен своими исследованиями в области потребностей, воли, аффектов, демократического управления в группах.         Левин исходил из положения, что основой человеческой… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Цель (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Цель (значения). Цель (психология)   субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Цель может существовать в форме знания, представления или даже восприятия (при… …   Википедия

  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ — диагностичное целеобразование (таксономия), результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация [17; 95] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.